воскресенье, 13 октября 2013 г.

«Кафка на пляже» Я, как и всегда со мной происходит при чтении Мураками, была похищена романом на 10 дней

     Долго ли , коротко ли, а двигаться надо.. временами, честно признаться, немного напрягает и вызывает смутное , бессознательное сопротивление необходимость делиться впечатлениями о прочитанном; вряд ли у меня одной, и наверняка причины у каждого - свои. Так, для меня всегда было проблемой делать что-либо не по душевному движению, а "из-под палки"..отсюда, подозреваю, и растут корешки у этого смутного "нехотения" ..ну да ладно, и с этим справимся))

  Мураками. "Кафка на пляже"


            Несколько слов о сюжете, хотя уверена, что все его знают:  первая линия сюжета (а их две): подросток, выросший без матери,  с трудной судьбой и как-бы отсутствующими отношениями с отцом,  обдуманно и взвешенно уходит из дома, чтобы стать  - там, вдалеке от этого места   – настоящим  собой, «самым крутым парнем среди пятнадцатилетних»,  бежит от себя – «сына», программируемого генами и окружением ,  «придавленного» загадочным  пророчеством отца.          Бежит,  прихватив самое необходимое из вещей, любовь к книгам, новое имя – Тамура Кафка (Кафка в переводе с чешского, а если быть точным, то с хорватского – галка, или ворона)  и старого «друга» - свой внутренний голос, голос  парня по имени Ворона, перманентно появляющийся   в сложных ситуациях и  переломных  моментах в сознании.  Он начинает свой путь, встречается с людьми,  с необходимостью выбора, принимает решения ; с ним происходят странные на первый взгляд события, когда он не контролирует себя, теряя сознание на какое-то время, а приходит в себя испачканным в чьей-то крови, со смутным ощущением вины;   наконец, дорога  приводит его в место, кажущееся ему убежищем, мечтой – тихую частную  библиотеку в одном из городов, а на самом деле связанное с его прошлым, с пророчеством, со всем тем, отчего он бежал.
           Вторая линия сюжета  - о пожилом человеке, который еще в  детстве стал свидетелем и невольной  жертвой паранормального  явления, после чего полностью  потерял память, возможность  читать, писать, зато приобрел неординарные способности – разговаривать с кошками, предсказывать грозы, а временами и самому  вызывать удивительные осадки из рыбы или пиявок, находить пропавших животных, слушать неразличимые обычными людьми голоса и следовать знакам,  которых не замечают простые люди. Наката – так он называет себя,  всегда от  второго лица, описывая со стороны свои действия, никогда не употребляя слово «Я», подчеркивая отсутствие этого самого  «Я» в этом мире,  также продвигается своим путём – по жизни, по территории Японии, ведомый одному ему понятными символами и знаками.  Сопровождает Накату  простой  водитель- дальнобойщик, который подвез его однажды и  принял на веру , не спрашивая и не требуя доказательств, важность миссии Накаты  и уже не смог расстаться со странным, полоумным стариком, отправился с ним по душевному влечению, а отчасти отдавая дань уважения и благодарности своему собственному деду, уже покинувшему эту землю. В результате он и закончил великую миссию старика, который умер у него на руках.       
     Переплетение этих линий,  все теснее и ближе, переплетение судеб  брошенного матерью подростка и безумного старика, их прыжки в тела и сознания друг друга; смещение времени;  глубокие дебри бессознательного, где блуждает парень, дебри на границе жизни и смерти, за которой тоже есть своя,  иная жизнь... Выбор  сильного духа между возможностью уйти в сонное небытие или остаться в реальности, принимая себя, как есть…сплетение времен, фантазий, фактов. Откровенности про больное, письма незнакомым людям, встречи на остановках, поток сознания подростка;  не то отделенное полусуперэго, не то вытесненный архетип отца;  хроникоподобное  описание будничных действий, нехитрой еды, поездок в транспорте, -- все это  не дает уйти ни в одну из крайностей: сидишь, как маятник, и под диктовку  хитрого  автора раскачиваешься - от философских изысканий к детальному живописанию  бутерброда, от подробно, до протокольности, переданных  ощущений первого сексуального опыта подростка - к пониманию, насколько одинок каждый из нас  во вселенной,  насколько уникален и тем не менее ведом некой незримой, могучей, руководящей силой... .всего не пересказать, да и не нужно.. Имеющий желание узнать  прочитает книгу, имеющий уши – да услышит все, что сказано в ней, и даже недосказанное – каждый для себя.

            Для меня Мураками, с первого же знакомства, с Охоты на овец – ( помимо глубокого психологического анализа, которому подвергаюсь в процессе поглощения книги) -  еще и родственная душа, которая тоже видит и знает, что ВСЕ, ПРОИСХОДЯЩЕЕ С НАМИ – не просто так, что все  предначертано, каждый для чего-то предназначен, и цель жизни – узнать это предназначение, принять и исполнить по мере сил; что в теле женщины может жить  душа  мужчины, и как-то надо с этим смириться; что не уходим мы в никуда, и с камнями и кошками говорить – ничего странного на самом деле, и Бог(и) наши, многочисленные и многоликие, нами же  размноженные и поименованные, слышат и видят нас, и мы их слышим, но - не всегда узнаем.